Александра Даниленко
Татьяна Алексеенко

КАК СПАСТИ ПРЯМОЙ ЭФИР?
Мастер-класс Романа Плюсова
«Начинать вовремя – это профессионально»
- с таких слов стартует мастер-класс
Романа Плюсова
«Я родился в маленьком северном городочке за полярным кругом. И когда я учился в школе и смотрел телевизор, мне казалось, что быть ведущим новостей это из другой жизни. Москва. Вести. Новости. Я не понимал, какая эта работа, я видел картинку. Но вот сегодня я перед вами стою и планирую еще дальше куда-то идти. То есть, нет никакого потолка, но для этого нужно прилагать усилия, нужно трудиться»

5 советов
известного телеведущего

1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

«Вместо редактора вы пишите новости, с оператором отправляетесь в горячую точку. Углубляетесь в театр, спорт, экономику, политику, - неважно.
С камерой и микрофоном едете работать корреспондентом.
Вместо шеф-редактора можете сверстать выпуск, определить темы.
Чем больше вы можете взять на себя, тем вы профессиональнее, тем увереннее будете себя чувствовать в эфире».
Многофункциональность во время прямого эфира – это умение:
Рассказывать новости. «Телевидение – это в первую очередь эмоции, это картинка и картинка соответствующая. Поэтому в первую очередь рассказываем новости, а не читаем»

Слушать, понимать и выполнять задачи в момент рассказа новостей. Моноэфир– это момент истины для журналиста, когда он не только продолжает рассказывать новости, но и слышит, что ему говорит шеф-редактор, режиссер, продюсер и другие люди, которые участвуют в создании эфира.

Видеть. На радио журналиста не видно - это самый главный козырь. Можно делать что угодно, но главное - прочитать новости. Что происходит вокруг - не важно. На телевидении журналист видит, что происходит. Бывает, режиссер тоже в запарке что-то не увидел, не понял и оператор показывает жестами, например, что журналист говорит не в ту камеру. Нужно смотреть за эфиром.

фрагмент мастер-класса

2
ГРАМОТНОСТЬ
Чутьё? Начитанность? Да, это помогает быть грамотным журналистом. Новости рассказывают простым, русским языком, которым мы и общаемся. Без наворотов, ненужных словечек, фраз, минимум оборотов. Как мы разговариваем с друзьями, вот такими должны быть новости, простыми и понятными. Ну и конечно, это чутье языка, когда понимаешь, например, что фраза «нога в ногу» будет звучать странно.

«Знать русский язык. Сложнейший язык, который учат всю жизнь. Недавно наткнулся на статью и с любопытством прочитал, что в русской языке не 6 падежей, а то ли 8 то ли 9 и никто точно сказать не может.
И по любой теме, например, слитно или раздельно, «о» или «а» можно найти научные статьи когда вопрос спорный нужно пытаться разобраться и понять.
Сложный язык, очень сложный»
Проблемы журналистской грамотности
Проблема с числительными. Попытайтесь просклонять по падежам число 4578 и сами во всём убедитесь.

Проблема с ударениями. Начал, договор, позвонишь, Балашиха — проверьте себя.

Проблема общих знаний журналиста. Журналист должен разбираться в теме, которую освещает. Основные: политика, экономика, культура, спорт и т. д. У журналиста должно быть любопытство, жажда новой информации.

3
КОМАНДНАЯ РАБОТА
Огромное количество людей делает эфир. Только в аппаратной присутствует человек 10.
В редакции человек 20-30. Много корреспондентов, технических служб.
Эти люди заинтересованы в том и работают на то, чтобы вышел крутой эфир.

«Умирает один политический деятель. Я только начинал работать на телевидении и как уходить от таких моментов, еще не разобрался. Он только что умер, это означает, что у меня нет папки, есть только лента новостей. Шеф-редактор говорит, чтобы я читал только с ленты. В этот момент на экране компьютера появляется черное пятно. И я начинаю говорить, всё что помню, небольшие исходные данные. И потом шеф-редактор говорит, чтоб я дальше читал с суфлера информацию, но его нет, ни компьютера, ни суфлера, ничего нет. Я снова повторяю то, что знаю, и в этот момент режиссер понимает, что происходит. Начинает читать этот текст в наушник, и я его повторяю. Конечно, оказаться в такой ситуации – это ад».

4
ПОДГОТОВКА
Все известные телеведущие готовятся к эфирам.
Нет ни одного топового телеведущего, который пришел без подготовки и с ноги открыл студию. Конечно, со временем появится умение импровизировать, но все равно не отходя от сценария.
Организационные моменты
За 2 часа до эфира журналист на месте.
Идет подготовка: подбор тем, верстка, редактура, переодевание, грим.
Когда выходишь в эфир, садишься перед зрителями, и ты знаешь, что на данный момент никто лучше тебя в этой теме не разбирается, вот такое должно быть внутреннее ощущение.
Внешний вид
Макияж, визаж, стиль – над этим тоже работает команда. Стилист, который подбирает девочкам платья, мальчикам – костюмы, рубашки, галстуки. Также над ведущими работают визажисты. Одним только светом, можно человека до неузнаваемости изменить, поэтому это тоже очень важный аспект. Человек появляется в кадре совершенно в другом обличье.
Эмоции
Человеческие эмоции привлекают внимание.
Это классно, когда ты видишь перед собой живого человека, ведущего, который может улыбнуться, удивиться, испугаться какой-то информации, которая действительно страшная.

5
САМООБЛАДАНИЕ
Самообладание тоже важный аспект. Когда на принятие решения у тебя доли секунды.

«У ведущего спорта что-то происходит, и он не читает последнюю новость, хотя у него еще минута новостей. Минута для телевидения – это вечность. И приходится подхватывать, но суфлера пока нет, нужно успеть. Я открываю в компьютере нужную строчку, пока прощаюсь с ведущим спорта и никто не замечает этого. Все что заметили зрители – это то, что я посмотрел в сторону. Из таких мелочей, нервной встряски, состоит прямой эфир, это 24 часа и ты никогда не знаешь, за каким углом тебя поджидает что-нибудь непонятное. Таких ситуаций много, никогда не бывает одних и тех же косяков, всегда что-то может произойти неожиданное».

Фото с мастер-класса Романа Плюсова
Made on
Tilda